Путешествия во времени
Самые противоречивые события случаются в фильмах, сюжет которых завязан на путешествиях во времени (например, «Терминатор» или «Назад в будущее»).
Редкое исключение — фильм «Иван Васильевич меняет профессию»: там машина времени не используется для «переписывания истории», и поэтому всё гладко.
Люди в чёрном 3
Смотрим двухминутный фрагмент →
Вопрос № 1:
Почему после совместного прыжка во времени агент Джей (Уилл Смит) сохранил память (справа, слева, ...), а Борис-Животное — нет?
Вопрос № 2:
Почему Уилл Смит не увидел второго себя-взрослого (он ведь вернулся на 3 минуты назад, где в него стреляли), но чуть позже увидел себя-ребёнка?
Размышления подводят к единственному выводу: путешествия во времени имеют смысл только для одного человека. (Или для группы летящих вместе людей, которых можно рассматривать как одно целое.)
Это означает, что все остальные (кто не участвует в путешествии) нереальны, и жизнь среди людей или ради людей не имеет смысла. Во что же верить: в машину времени, или в реальных людей?
Рассмотрим два случая: путешествия в одном мире или во множестве миров.
Путешествия в единой реальности
Это самый распространённый вариант в фильмах.
Если я возвращаюсь в прошлое, то текущая реальность исчезает. Это напоминает загрузку игры с нужного уровня. Что происходит с окружающими людьми?
Если я захочу путешествовать во времени, придётся согласиться с тем, что по-настоящему живых людей нет (кроме меня). Во всяком случае, нет прямого доступа к живым людям, и общаться можно только с их персонажами, как в онлайн-игре.
В прошлом можно увидеть себя ребёнком, поговорить с собой. Можно убить себя-ребёнка, но при этом продолжить путешествие, и жить до тех пор, пока не включишься в игру по-настоящему.
Можно погибнуть самому во время путешествия: что при этом произойдёт с миром, не ясно (но в сущности — какая разница? 😃
Проблема нескольких машин времени
Что будет, если несколько человек захотят полетать сквозь время?
Например, вы слетали в прошлое, поведали себе-ребёнку секреты успеха, возвращаетесь на исходную позицию, где вас должен ждать накопленный счёт в банке на кругленькую сумму. Но вот ведь незадача: в это же время кто-то другой путешествовал в этом мире и случайно задавил вас на пешеходном переходе за 5 минут до вашего возвращения...
Сходство с игрой
На первый взгляд, мир с машиной времени может быть игрой, из которой можно выйти и подключиться к любому её моменту.
1) Подключиться можно напрямую к своему персонажу: при этом напрочь забываешь о путешествии, потому что у персонажа своя собственная память. Для того, кто подключается, это своего рода смерть. Это всё равно, что вместо вас продолжает жить ваш клон. Иногда это обыгрывают так, что остаются некие смутные воспоминания о полёте, но это просто находка сценаристов для ещё большей интриги.
2) Второй вариант — подключиться как гость. При этом память остаётся (вы остаётесь собой), но возникают не менее сложные вопросы.
Кстати, что мы можем/должны делать в режиме «гостевого путешествия»? Нужно ли есть, пить, дышать? 😃
Переключатель режимов
Для правдоподобности в машине времени не хватает переключателя «за себя / за гостя». В фильмах до такого ещё не додумались, и каждый раз поступают по логике сюжетной линии. По умолчанию так: полёт в прошлое или будущее — «как гость», а возвращение к исходной точке — «за себя».
Также обычно «забывают» о координатах: забрасывают героя либо в случайное место, либо в самое пекло — как будет удобнее по сюжету.
В фильме «Эффект бабочки» каждый полёт сквозь время проиcходит в режиме «за себя». Это классический пример, когда мир вертится вокруг главного героя. В том числе, близкие люди и друзья — лишь видения в его голове.
Можно ли что-то изменить в прошлом?
Чтобы понять невозможность этого, представим ситуацию:
мы подключились «гостем» и случайно убили себя-ребёнка, а потом хотим отменить это.
Переподключаемся на более раннюю точку (гостем), и что же мы увидим? Увидим ли второго себя-гостя? Если да, то теоретически можно заполнить мир миллиардами своих копий — это, очевидно, ошибочный путь.
Вывод: в режиме «гостя» может быть только одна копия игрока (так было и в эпизоде из «Людей в чёрном 3»: Уилл Смит при повторе не увидел второго себя).
Если мы не увидим второго себя-гостя, то получается, что ребёнок в нужный момент останется жить? Получается, что мы отменили событие, а вдруг оно уже успело как-то повлиять на других игроков? В этом случае его нельзя отменять. Иначе придётся отменять целую череду других событий (если это вообще возможно), в том числе менять статус и перемещать других игроков. Значит, что если кто-то захочет отменить содеянное, то любой другой игрок может умереть (исчезнуть) в любое время и в любом месте: это не вариант 😃
Вывод: отмена и любые другие изменения прошлого возможны только в том случае, если весь мир вертится вокруг одного человека: обладателя машины времени.
Где же реальность?
Слова «подключиться», «режим игры» в данной модели как бы намекают, что мы при этом живём в каком-то отдельном слое реальности, но почему-то боимся умереть в «игре».
Сложно (бессмысленно?) жить, не веря в реальность существования других людей и себя, поэтому данный вариант я отбрасываю.
Может быть, всё сложится повеселее в модели с разными реальностями? →
Путешествия в разных реальностях
— это означает, что если я перемещаюсь в прошлое, то текущая реальность продолжает существовать без меня. После того, как я что-то изменю в прошлом, мне не имеет смысла возвращаться в исходную реальность: в ней ничего не изменится. Я вернусь в ту реальность, где я что-то изменил. Но при этом там будут уже другие окружающие люди (есть о чём подумать перед путешествием).
В результате мы получим миллиарды реальностей (все люди будут путешествовать независимо друг от друга и по многу раз).
Есть два варианта: все миры либо как-то связаны друг с другом, либо абсолютно независимы. Очевидно, что если есть хоть какая-то малейшая связь, то надо рассмотреть какой-нибудь критический случай (например, смерть в одном из миров), и в результате мы получим первую модель. Ведь связанные миры — это по сути не что иное, как один мир.
Если миры абсолютно независимы и бесконечны по количеству, то ценность жизни любого отдельно взятого человека (а значит, и всех людей) равна нулю. То есть, такой вариант машины времени тоже не годится.
Вера
Несмотря на противоречия в сюжете, после подобных фильмов многие продолжают верить в машину времени. Людям хочется иметь возможность всё исправить (или заглянуть в будущее). Но гораздо полезнее верить или понимать, что мир один, а каждое мгновение неповторимо.
Апдейт. В комментариях посоветовали вики-статью: Путешествие во времени.
Там многое расписано, но всё же нет в явном виде разделения «за себя / за гостя» (это бы помогло понять или разрешить сложные ситуации), а также не затронута тема жизни человека. Лишь вскользь упоминается о нарушении «свободы воли», но не говорится о том, что существование машины времени по сути превращает людей в фантомов (а это может означать, что ты и сам фантом).
Возможна ли машина времени?
Машина времени приводит к нарушению причинно-следственных связей, и это (согласно Википедии) считается более важным, чем реальность текущей жизни. Невозможно строго доказать, что реально, а что нет, но любые рассуждения должны начинаться с некоторых аксиом, и в данном случае аксиомой следует считать реальность нашего мира. Если не принимать эту аксиому, то зачем вообще что-то менять в нашем мире при помощи машины времени? На мой взгляд, осознание себя — это главная ценность, которая есть у каждого человека (не только у путешественника).
Жизнь без окружающих людей не имеет смысла. Если человек готов жить один или в искусственном мире (это ведь одно и то же), то ему может быть полезна машина времени. А если не готов, то как можно при этом верить в машину времени?
На Википедии говорится о возможном изобретении машины времени, в которой не будет противоречий (например, изменится структура нашего мира, наше восприятие, законы физики и т.д.). Как можно догадаться, проблема «фантомности» нашего мира (или окружающих людей, или себя самого) при этом остаётся.
У меня много сомнений насчёт реальности нашего мира, но всё же я больше верю в реальность мира, чем в создание машины времени. Кстати, машина времени невозможна без указания координат, и правильнее её называть «машиной пространства-времени».
Почему-то во всех фильмах забывают о том, что мир не ограничивается Землёй. И случайная точка заброса должна приводить путешественника в любую точку Вселенной (упс!).
Телепортация — это частный случай машины времени. На мой взгляд, изобретение телепортации или машины времени приведёт к гибели нашего мира.
Смотрите также
Комментарии
"просто посмотреть" :-)
Про википедию: многие вещи, до которых додумываешься сам, кажутся более значительными, чем они есть на самом деле. Что мы будем обсуждать, когда не останется тем, не раскрытых со всеми подробностями в глобальной сети? 😃
Давай рассмотрим подробнее момент из «Людей в чёрном-3». Противоречие в том, что они вместе падали сквозь время, но память сохранилась только у агента Джея, который держал машинку времени (видимо, этим всё и объясняется — у кого машинка, тот и главный). Чтобы у зрителей не было вопросов, агенту надо было одному (!) спрыгнуть с высоты. Но он схватил Бориса-Животное, и они вместе полетели вниз. Дальше мы видим, что они вместе летят сквозь время (проносятся различные эпохи). Это должен был видеть только агент Джей, т.к. это он совершал прыжок. А если это видел и Борис, то он должен помнить, что с ним произошло. Правильнее было бы показать «пролёт эпох» (тоннель или просто чёрноту) глазами Джея, т.к. только он должен был чувствовать и видеть это. Но на экране это было бы не так эффектно 😃
Стоит ещё добавить, что киношная машина времени изжила себя в классической форме. Сейчас модно выдумывать всякие многослойные реальности, путешествия внутри сознания и т.д. Это позволяет наплевать на законы, связанные со временем и пространством. Интересно, можно ли в этой области что-либо ещё выдумать, и о чём будут хорошие фантастические фильмы лет через 20.
Дальнейшие комментарии закрыты. По всем вопросам пишите или звоните мне лично, см. раздел Контакты