Собирать коллекцию похожих песен я начал примерно в 2006. Услышу какой-нибудь знакомый мотив — делаю пометку, а потом нахожу эти песни и окончательно сравниваю.
Если вам знакома хотя бы одна из сравниваемых песен — можете сразу слушать самое ценное: «Микс двух песен».
На радио «Говорит Москва» есть замечательная программа «Родные песни». Там я нахожу новые, неизвестные для себя вещи из любимой мною эстрады СССР. Вот недавно услышал песню Марии Пахоменко «Ты разлюбил меня бы что ли»:
Она показалась мне смутно знакомой, но как будто вторичной, а текст — искусственным. Это когда стих придумывается построчно, методом подгона под рифму, а какой-то единой линии вдоль нескольких строчек нет. В этом легко убедиться, если прочитать текст отдельно в виде одной строки.
Я её скачал, послушал ещё, и через несколько дней до меня дошло, что текст этой песни по слогам совпадает с другой известной песней тех лет:
Ты разлюбил меня бы что ли, Не обивал бы мой порог, Меня бы больше не неволил, Свои бы клятвы приберег!
Не для тебя я наряжалась — Тогда был просто месяц май... Ах, только жалость, только жалость Ты за любовь не принимай.
Как пpовожают паpоходы? Совсем не так, как поезда. Моpские медленные воды — Hе то, что pельсы в два pяда.
Как ни суди, волнений больше, Ведь ты уже не на земле. Как ни pяди, pазлука дольше, Когда плывешь на коpабле.
Мелодия тоже похожа, но это в данном случае неизбежно. Ведь нужно написать популярный мотив, а структура такая же. Итак давайте разбираться, кто же был первым, а также изучим подробнее биографию композитора.
Я случайно услышал в машине песню Михаила Круга «Добрая, глупая, давняя», и её настроение, последовательности аккордов, слова и самые вкусные последние такты в куплетах — удивительно напомнили песню «Твои печальные глаза» Софии Ротару.
Давайте посмотрим на даты выхода песен — и всё станет понятно.
Тексты у песен немного похожи, как и во всей популярной музыке о любви, но есть один прикол. Допустим, у вас не прёт текст для песни. Начните с того, как кто-то что-то забыл, а другой человек вспомнил (или наоборот).
Забавная схожесть текстов
В песне Круга использован непопсовый ход: после крайнего аккорда в куплете хочется перейти на первый аккорд припева, однако дальше идёт очередной куплет, а припева в песне нет.
Более поздняя аранжировка, на мой взгляд, испортила песню. Пропали самобытность песни и атмосфера вечернего ресторана, заполненного дымом:
Для просмотра всех моих наблюдений перейдите по тегу #похожие песни
Песня «Радовать» позиционируется как самая лучшая песня о любви :)
Я слышал два варианта исполнения: Днепрова и Сосо Павлиашвили. Автор музыки — Анатолий Днепров. И нашёлся ещё вариант в исполнении ВИА «Весёлые голоса», аранжировкой родом из 70-х. Почему же по радио крутят Сосо? Как говорится в народе, всё новое — это хорошо забытое старое.
Я заметил, что основной мотив и первые слова песни «Земля цветов» в исполнении ВИА «Надежда» похожи на песню «Радовать». Как показывает практика, изменение темпа или высоты тона не мешает узнать плагиат. Когда я соединил две песни, оказалось, что они почти идентичны. Послушайте, в правом канале играет песня «Радовать», слегка ускоренная для синхронности:
Музыка и слова в песне «Милая моя» — эталон рафинированной попсы. Одна из самых плохих песен Руки вверх. А у группы Лицей была только одна хорошая песня, про осень :)
Случайно услышал песню у мамы на телефоне. Она любитель итальянской эстрады, как и я, но этой песни я раньше не слышал. Припев показался до боли знакомым... Это же последний час декабря!
Я люблю песни группы «Секрет», они мелодичны, наполнены смыслом, и под них я рос :) Но эта песня — искусственная, для раскрутки под Новый год.
Последний час декабря, Замри на миг! Пускай летят за моря Любовь и мир!
Первые две строчки припева бодрые, а 3-я и, особенно, 4-я — высосана из пальца: её даже поют немного тише, пряча её беспомощность. Ощущение такое, что текст нужно было написать как можно скорее.
Структура припевов идентична. Сначала я подумал, что итальянская песня тоже про Новый год, но нет, там совсем другой смысл:
Последний час декабря, Замри на миг! Пускай летят за моря Любовь и мир!
Questa e molte altre verità, perdonami. Se a volte ho detto banalità, perdonami.
Это — совсем другие истины, Прости меня. Если иногда я говорила банальные вещи, Прости меня.
О том, кто был первым, лучше всего скажут даты:
Albano & Romina Power - Tu Perdonami (1997)скачать
Услышал сегодня новую популярную песню... чё-то там про острые ножи. Авторы хотели зацепить, и это удалось. О ножах пел, наверное, только Шуфутинский, а теперь в необычном контексте о них же спела Женя Тополь.
Самый вкусный кусочек припева «Острых ножей» до боли напоминает песню «Чужая невеста»:
Второй кусочек — из лучшей (на мой взгляд) песни Натали «Как жаль».
Во всех видах искусства с каждым днём всё сложнее изобретать какие-то новые мотивы. Почти вся попса вторична: в ней без труда угадываются кусочки, взятые как будто из других произведений, но чаще всего это не плагиат. Просто перед авторами не стоит задача сделать что-то уникальное и запоминающееся, и они используют стандартные, заезженные ходы.
Алла Борисовна не разбылазамечена за исполнением не совсем эксклюзивных песен. Пришло время, когда воровать стали у неё самой.
Встречаем Виктора Королёва с песней «За твою красивую улыбку». Проигрыш в начале его песни — это ускоренный куплет из песни «Без меня тебе любимый мой»:
Точных дат не знаю, но на основе мелодии выводы о первоисточнике сделать можно.
Концовка проигрыша у Нюши явно смазана, оборвана. Словно взяли чужой мотив, а достойное продолжение сочинить не смогли / не захотели. При этом сама песня неплохая.
Одна из любимых мною мелодий у Дискотеки Аварии оказалась не совсем их творчеством. Группа Chicago задолго до них наиграла почти то же самое на пианино — во вступлении к песне «Hard to Say I’m Sorry».
Как видно, точку в истории, начатой Rosie & The Originals, поставил господин Сюткин в 1993-м году. Или есть ещё желающие использовать характерный перебор в тональностях C-Am-F-G? :)
В данном случае в основе красоты аранжировки лежит интересная последовательность аккордов. Эту последовательность я опознал в двух непопулярных композициях (слушайте самое начало):
The Royal Philharmonic Orchestra - Lete Indienскачать
Да, да, это на песню Джо Дассена L’ete Indien (1975). Но в чистом виде опознать в ней сходство почти невозможно, поэтому я и выкладываю инструментальную версию.
Итак, вполне возможно, что песню Джо Дассена взяли за основу песни Аллы Борисовны. А вот господа Oystein Sevag & Lakki Patey — скорее всего, копипастеры.
Речь пойдёт об известном хите — Theme From Paradise. Композиторы — Joel Diamond и Russel Brown, песню исполнила Phoebe Cates, а немного позже наиграл Fausto Papetti. Российским телезрителям композиция F. Papetti знакома по передаче «Что? Где? Когда?»:
Похожий мотив используется в начале двух песен: «Карточный домик» Вячеслава Добрынина и «Если верить ласточкам» Анне Вески. Нам остаётся только догадываться, случайны ли эти совпадения :)
Один из примеров примитивного копипастинга на эстраде. В миксе отчётливо слышны переходы между качественной аранжировкой песни Криса Ри и почти рингтоном от группы «Божья коровка» (настолько у последней «мидишное» звучание) :)
Ребята из «Божьей коровки» даже не потрудились повторить соляк на живой электрогитаре. Гитара — один из самых сложных инструментов, когда речь идёт о создании правдоподобного звучания на синтезаторе (слушайте конец микса).
Соединил небольшие отрывки песен «Не улетай» Аллы Пугачёвой и «Не улетай, лето» группы Квартал. Кроме фразы, похожа аранжировка, причём у Пугачёвой она гораздо проще:
Вот более тонкое наблюдение: неизвестная песня Аллы Борисовны под названием «Рождественский бал» похожа на известную песню про Кристину (квартет «Секрет»). Очень характерный кусочек мелодии нельзя было не заметить при прослушивании песни Пугачёвой.
Сегодня мы сравниваем две песни: «Не забывай» Юрия Антонова и «Дожди» Марины Хлебниковой. Невооружённым ухом слышно, что у обеих песен в начале очень похожий проигрыш на гитаре. Однако, первая песня родом из 70-х, а вторая — из 90-х.