Мария Пахоменко vs Эдуард Хиль
На радио «Говорит Москва» есть замечательная программа «Родные песни». Там я нахожу новые, неизвестные для себя вещи из любимой мною эстрады СССР. Вот недавно услышал песню Марии Пахоменко «Ты разлюбил меня бы что ли»:
Она показалась мне смутно знакомой, но как будто вторичной, а текст — искусственным. Это когда стих придумывается построчно, методом подгона под рифму, а какой-то единой линии вдоль нескольких строчек нет. В этом легко убедиться, если прочитать текст отдельно в виде одной строки.
Я её скачал, послушал ещё, и через несколько дней до меня дошло, что текст этой песни по слогам совпадает с другой известной песней тех лет:
Ты разлюбил меня бы что ли, | Как пpовожают паpоходы? |
Мелодия тоже похожа, но это в данном случае неизбежно. Ведь нужно написать популярный мотив, а структура такая же. Итак давайте разбираться, кто же был первым, а также изучим подробнее биографию композитора.
Мария Пахоменко, песня называется «Признание» (1971)
Композитор Александр Колкер, автор слов Ким Рыжов
Эдуард Хиль, «Как провожают пароходы» (1965-1966)
Композитор Аркадий Островский, автор слов Константин Ваншенкин
Смотрим год создания песен: всё понятно! )
Кто же сочинил песню «Признание», кальку с «Пароходов»? Сделано это осознанно или нет?
Читаем про автора музыки:
«Композитор Александр Колкер... Окончил музыкальную школу по классу скрипки, а в 1956 году — ЛЭТИ (Ленинградский электротехнический институт). [Значит, технарь!] Во время учёбы в ВУЗе занимался на семинарах самодеятельных композиторов Ленинграда по классу Иосифа Пустыльника и писал музыку к студенческим спектаклям.
А. Н. Колкер с юмором вспоминал о столь бурной творческой активности студентов ЛЭТИ, которая принесла ВУЗу такую неофициальную расшифровку как «Ленинградский Эстрадно-Театральный Институт с лёгким электротехническим уклоном»
По окончании института получил распределение в заводскую лабораторию, где и начал трудовую деятельность. Через два года после окончания института становится профессиональным композитором... Большинство песен написано в соавторстве с Кимом Рыжовым и впервые исполнено супругой композитора Марией Пахоменко.»
Любопытная история: эту песню спела его жена. Предположу, что всё началось не с хорошей песни, а с желания успеха (или нежелания прозибать в заводской лаборатории?). Ну и голос у Марии Пахоменко, конечно же, красивый, как и внешние данные. Почитаем подробнее про неё:
«Училась в обычной школе, музыкального образования не получила. Закончила машиностроительный техникум при Кировском заводе. Работала на заводе «Красный Треугольник».
Обладая невероятными природными вокальными данными и музыкальностью, прошла по конкурсу и начала петь в женском квартете ДК имени Ленсовета. В составе этого коллектива Мария была единственной самоучкой. Все остальные певицы имели консерваторское образование.
Первый успех пришёл к певице в 1963 году, после сольного дебюта на радио с песней «Качает, качает» (А. Колкер — Л. Куклин), написанной для спектакля театра имени Комиссаржевской.
А лично мне особенно интересно (потому что я родился в Карелии), что этими же авторами была написана песня «Карелия», которую многие местные любят, но мне она кажется заунывной и вымученной.
Некоторые песни Александра Колкера и Кима Рыжова оставались популярны много лет. Например, «Стоят девчонки, стоят в сторонке» )
Также оцените отрывки из поздней биографии Александра Колкера:
«В марте 2012 года Колкер стал жертвой нападения в лифте собственного дома. Тогда злоумышленник похитил у него 6 тыс. рублей. Месяцем ранее композитор сообщал об исчезновении своей супруги Марии Пахоменко. В итоге певицу нашли в супермаркете на улице Савушкина.
20 февраля 2022 года на Колкера в парадной его дома по набережной Чёрной речки, дом 61 напал житель Южно-Сахалинска Иван Худяков, трижды ударив его ножом. Колкер получил ножевое ранение. По сообщениям прокуратуры, преступление было совершено на почве неприязни — напавший был поклонником Марии Пахоменко. Свои действия обвиняемый объяснил тем, что Колкер недостойно обращался со своей женой.»
Такое ощущение, что это выдержки из криминальной хроники 20-30-х годов прошлого века. Типичный Петербург )
Если интересуют подробности из жизни этого композитора (прожившего 90 лет), вот ссылка на Википедию, откуда взяты цитаты для этой заметки.
