Детектор попсы
Будучи студентами, мы могли в шутку поспорить, принадлежит ли та или иная песня к попсе. Как-то во время спора мы решили использовать компьютер для точного распознавания попсы. Самое простое, что можно запустить на компе и понаблюдать realtime — это частотный и фазовый анализ. Для этого не нужны какие-то специальные научные программы, достаточно звукового редактора.
Видео
Попса — это музыкальный фастфуд. Простые ритм, мелодия и слова. Время жизни поп-хита — около месяца, после чего он обычно забывается. Один из нас, металлист, люто ненавидел такую музыку, поэтому врубать группу «Руки вверх!» было особенно приятно 😃
Частотный анализ (или АЧХ)
С частотным анализом многие знакомы:
То же самое в упрощённом виде:
Глядя на эти графики, можно оценить, насколько музыка богата различными частотами. Любое живое исполнение (оркестр, рок-группа и пр.) даёт более насыщенную картинку, чем попса среднего качества.
Однако, стоит добавить к попсе хотя бы одну живую скрипку — частотная картинка «расцветает», и на глаз уже не определишь, попса это или не попса.
Фазовый анализ
— показывает, насколько левый канал отличается от правого:
1) Моно сигнал представляется в виде прямой, потому что левый канал идентичен правому.
2) В попсе картинка приближена к прямой или овалу из-за низкого качества синтезаторов или примитивной аранжировки.
3) В оркестре картинка напоминает клубок: то, что слышит левое ухо, максимально отличается от того, что слышит правое.
Без реальных наблюдений тут не обойтись. Чтобы отточить джедайский навык детектирования попсы, пробуйте и ещё раз пробуйте.
Живая музыка
Настоящие музыкальные инструменты пока ещё отличаются от синтезаторов, используемых в попсе.
Если нажать одну клавишу рояля, или дёрнуть только одну струну на гитаре — остальные струны тоже тихонько зазвучат. На пианино это хорошо слышно, если втопить правую педаль (струны обретут свободу и будут громче резонировать). А на гитаре можно дёрнуть струну и тут же её прижать: звук от других струн продолжится. Ещё нужно учесть эхо внутри инструмента, окружающую обстановку и другие нюансы.
Итак, одним из инструментов автоопределения попсовой музыки может служить фазовый анализ.
Побаловаться с этой штукой можно в программе Adobe Audition (или Cool Edit):
Analyze → Show Phase Analysis.
Смотрите также
Комментарии
1) наличие необычных ладов, отличных от ионийского или эолийского (т.е. от обыкновенных, натуральных мажора и минора),
2) присутствие синкопы, являющейся одной из главных отличительных черт блюзовых стилей.
Спасибо, сосед! 😃
Помимо натуральных мажора/минора, есть еще гармонический, который тоже можно играть на синтезаторе и бить в VST. Другие лады, работающие в 12-полутоновой октаве, тоже можно играть на синтезаторе. Ноты, выходящие за его пределы, тоже можно с помощью питч-бенда на 1 полутон. Тогда что вы хотите? Различать на слух без наложения 440 Гц и 441 Гц? (имеется в виду, что если на одну дорожку подать 440 Гц, а на другую 441 Гц, будет "биение" в 1 Гц. В том, что я от вас ож
С помощью частотного и фазового анализов можно определить некачественно подготовленный/записанный трек. Однако, без человеческого прослушивания всё равно не обойтись. Например, можно взять монозапись, ограниченную частотой 10 кГц, наложить на неё мелодию, сыгранную на двух скрипках в разных каналах — и фильтры нас обманут.
Вы всё правильно пишете: 2 звука разных частот приводят к биениям (об оркестре и говорить нечего). Это даёт насыщенную картинку при частотном анализе. Фазовый анализ позволяет шагнуть дальше и увидеть отличия между двумя каналами.
Дальнейшие комментарии закрыты. По всем вопросам пишите или звоните мне лично, см. раздел Контакты