Детектор попсы

«Попса» — это музыкальный фастфуд. Это простота ритма, мелодии и слов. Время жизни поп-хита — около месяца, после чего он обычно забывается.

Будучи студентами, мы с соседями могли в шутку поспорить, принадлежит ли та или иная песня к попсе.

Один из нас, металлист, люто ненавидел такую музыку, поэтому врубать группу «Руки вверх!» было особенно приятно :)

Как-то во время спора мы решили использовать компьютер для точного распознавания попсы. Самое простое, что можно запустить на компе и понаблюдать realtime — это частотный и фазовый анализ. Для этого не нужны какие-то специальные научные программы, достаточно звукового редактора.

Если вы знаете, о чём идёт речь — сразу смотрите видео в конце статьи.

Частотный анализ (или АЧХ)

С частотным анализом многие знакомы:

Такие графики рисуют в тестах акустики (колонок)Такие графики рисуют в тестах акустики (колонок)

То же самое в упрощённом виде:

Знакомая анимация из плееров, автомагнитол и пр.Знакомая анимация из плееров, автомагнитол и пр.

Глядя на эти графики, можно оценить, насколько музыка богата различными частотами. Любое живое исполнение (оркестр, рок-группа и пр.) даёт более насыщенную картинку, чем попса среднего качества.

Однако, стоит добавить к попсе хотя бы одну живую скрипку — частотная картинка «расцветает», и на глаз уже не определишь, попса это или не попса.

Фазовый анализ

— показывает, насколько левый канал отличается от правого:

Слева направо усиливается стерео эффектСлева направо усиливается стерео эффект

1) Моно сигнал представляется в виде прямой, потому что левый канал идентичен правому.
2) В попсе картинка приближена к прямой или овалу из-за низкого качества синтезаторов или примитивной аранжировки.
3) В оркестре картинка напоминает клубок: то, что слышит левое ухо, максимально отличается от того, что слышит правое.

Без реальных наблюдений тут не обойтись. Чтобы отточить джедайский навык детектирования попсы, пробуйте и ещё раз пробуйте.

Живая музыка

Настоящие музыкальные инструменты пока ещё отличаются от синтезаторов, используемых в попсе.

Если нажать одну клавишу рояля, или дёрнуть только одну струну на гитаре — остальные струны тоже тихонько зазвучат. На пианино это хорошо слышно, если втопить правую педаль (струны обретут свободу и будут громче резонировать). А на гитаре можно дёрнуть струну и тут же её прижать: звук от других струн продолжится. Ещё нужно учесть эхо внутри инструмента, окружающую обстановку и другие нюансы.

Видео

Итак, одним из инструментов автоопределения попсовой музыки может служить фазовый анализ.

Побаловаться с этой штукой можно в программе Adobe Audition (или Cool Edit):
Analyze → Show Phase Analysis.

Заметка понравилась? → Поделитесь в соцсетях:

4 комментария
Андрей
Круто! По моим наблюдениям, есть еще два признака, по которым я бы однозначно отнес ту или иную музыку к непопсе:
1) наличие необычных ладов, отличных от ионийского или эолийского (т.е. от обыкновенных, натуральных мажора и минора),
2) присутствие синкопы, являющейся одной из главных отличительных черт блюзовых стилей.
Дэн
Круто! Прям окунулся обратно в прошлое :)
Спасибо, сосед! :)
- s
Товарищи! Для того чтобы определить, живое или не живое исполнение, вам надо ДВА ОДИНАКОВЫХ по нотам трека взять. Надо взять, например, симфонию Бетховена №9 (скерцо), исполненную живым оркестром, и сыгранную на Symphobia или прочих виртуальных инструментах, а не два разных трека. По видео видно, что вы используете РАЗНУЮ музыку. Сначала идет пианино, потом рок-песня. Вы попробуйте сыграть эту же начальную мелодию на семплированном рояле для контакта, потом на живом рояле, и ЭТО сравнивайте, а не пианинную классику и рок.
Помимо натуральных мажора/минора, есть еще гармонический, который тоже можно играть на синтезаторе и бить в VST. Другие лады, работающие в 12-полутоновой октаве, тоже можно играть на синтезаторе. Ноты, выходящие за его пределы, тоже можно с помощью питч-бенда на 1 полутон. Тогда что вы хотите? Различать на слух без наложения 440 Гц и 441 Гц? (имеется в виду, что если на одну дорожку подать 440 Гц, а на другую 441 Гц, будет "биение" в 1 Гц. В том, что я от вас ож
Ваня
Обратите внимание, что заметка не о живом звуке, а о попытке идентифицировать попсу. Это надо читать с юмором, ведь у попсы ведь нет чёткого определения. Любители Баха могут назвать попсой Моцарта :)
С помощью частотного и фазового анализов можно определить некачественно подготовленный/записанный трек. Однако, без человеческого прослушивания всё равно не обойтись. Например, можно взять монозапись, ограниченную частотой 10 кГц, наложить на неё мелодию, сыгранную на двух скрипках в разных каналах — и фильтры нас обманут.
Вы всё правильно пишете: 2 звука разных частот приводят к биениям (об оркестре и говорить нечего). Это даёт насыщенную картинку при частотном анализе. Фазовый анализ позволяет шагнуть дальше и увидеть отличия между двумя каналами.

Ваш комментарий

comments powered by HyperComments

Следующая заметка

Иван ТитовИван Титов
Фрилансер, музыкант, физтех по жизни, семьянин, философ.
© 2012